ГБПОУ РД Колледж инновационных технологий

Сергей Кравцов: «Профессия педагога – самая главная на земле»

В преддверии Дня учителя Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов дал интервью телеканалу «Россия 24». Он рассказал о задачах современной системы образования, о воспитании подрастающего поколения, о повышении престижа профессии учителя и о профессиональных конкурсах для педагогов. С главой Минпросвещения России беседовал журналист Роман Плюсов.


Пресс-служба Минпросвещения России
— Сергей Сергеевич, здравствуйте!
— Добрый день.
— Образование в России не услуга. Такой неоднозначный термин исключили из законодательства в прошлом году. Что изменилось на практике?
— На практике изменилось отношение к системе образования. Понятно, что процесс не быстрый, но сам подход и значимость образования, что это не просто передача знаний того или иного предмета, не просто некая услуга, это формирование мировоззрения школьников, это система воспитания, статус педагога, авторитет учителя, поэтому очень важен сам подход, сам вектор, само движение и понимание задач образования. Ведь образование может играть как в плюс, так и в минус. И мы сегодня видим, что на Украине киевский режим фактически зомбировал детей: антироссийская пропаганда, неонацизм в полной мере, дети не обучались – фактически играли на уроках, готовились кадры для Западной Европы и так далее.
— Дешевая рабочая сила, по сути.
— Да. И конечно, сегодня, когда мы встречаемся с учителями из новых регионов, с педагогическими работниками, мы понимаем, что они просто оказались заложниками киевского режима. Поэтому от образования очень многое зависит: формирование традиционных ценностей, которые утверждены указом Президента России, любовь к ближнему, уважение к старшим, любовь к своей малой и большой родине, семейные ценности – это очень важно. И в рамках подхода, что это услуга, нельзя сформировать мировоззрение школьника, которое необходимо, чтобы ребенок был успешен, чтобы у него был широкий кругозор, он был воспитан, в хорошем смысле патриотично настроен.
— Ответственным гражданином.
— Ответственным гражданином, уважал и любил свою Родину, тем более что у нас в связи с как бы санкционным давлением, которое, по-моему, хуже делает только этим странам, которые вводят эти санкции, открываются огромные возможности, в том числе для молодежи и для школьников.
— Очень важный как раз кадровый вопрос. А как обстоят дела в регионах? Насколько эффективной оказалась программа «Земский учитель»? Какова сейчас востребованность кадров в регионах?
— Буквально недавно Президент проводил Государственный Совет по обеспеченности кадрами к концу года совместно с Министерством труда, Министерством экономического развития. Мы готовим прогноз востребованности тех или иных кадров, в том числе в области образования, в области педагогики.
Хочу сказать, что у нас сегодня активно развивается система среднего профессионального образования и мы реализовываем в том числе проект «Профессионалитет», когда переходим фактически от регионального принципа управления колледжами к регионально-отраслевому, когда предприятия непосредственно готовят кадры под свои запросы, те требования, которые они предъявляют к будущим рабочим, – это очень важно. Сегодня более 60% девятиклассников выбирают колледжи.
Что касается педагогического образования, то мы буквально недавно провели коллегию Министерства, где как раз рассмотрели вопрос прогноза в области подготовки педагогических кадров. Мы создали единую систему не только в школьном образовании, но и в педагогическом образовании ввели ядро педагогического образования для вузов и колледжей. По поручению Президента России оснастили все педагогические вузы, подведомственные Министерству, современным оборудованием, открыты педагогические «Кванториумы», технопарки. Фактически сегодня в педагогических вузах имеется все то оборудование, которое поставляется в новые школы. Мы в год, напомню, открываем 300–400 школ, активно идет программа капитальных ремонтов.
Поэтому у нас, можно сказать, идет бум педагогического образования. Мы сейчас подвели итоги приемной кампании. Даже сами не ожидали: у нас 385 тысяч заявлений в педагогические вузы Министерства просвещения – это на 100 тысяч больше, чем в прошлом году. Важен вопрос трудоустройства. Более 75% выпускников педагогических вузов идут в школы, завершая педагогический вуз, – это очень важно. Студенты, уже выпускники, приходят в школу. Повышается статус, престиж профессии.
— То есть ребята увидели стабильность, интерес в этой профессии.
— Они увидели и стабильность, они увидели, что все гарантии учителям, педагогам сохраняются. Благодаря Президенту России дополнительные гарантии и выплаты за классное руководство – 5 тысяч рублей ежемесячно. В Год педагога и наставника рассматривается закон о повышении статуса педагога, авторитета педагога, снимаются фильмы, о чем давно тоже говорили. Уменьшается бюрократическая нагрузка. Принят специальный закон, ограничивающий количество документов для заполнения учителем, развиваются информационные технологии в помощь традиционной системе образования. Как вы уже сказали, реализуется программа «Земский учитель», когда учителя, получая миллион рублей, приезжают в сельские районы, ведут уроки. Поэтому ребята пошли [в педвузы], и надеюсь, что после завершения они придут в школу.
— Вы заговорили про деньги. Очень важная история – зарплаты. Вы говорили, что будет внедрена единая система начисления, понятная всем, четкая. Что это будет за система и когда ждать внедрения ее?
— Да, вопрос очень важный. Есть указ Президента о том, что средний уровень зарплат учителей в регионе соответствует среднему уровню зарплат в регионе – за этим следит Министерство труда, мы смотрим. Другое дело – распределение тех средств, которые выделяются на зарплаты учителям, чтобы это было понятно каждому учителю, особенно молодому учителю, когда он приходит в школу. Также, как я уже сказал, 5 тысяч рублей за классное руководство предусмотрено в том числе и в бюджете 2024 года. Никаких сокращений здесь нет.
Что касается единой системы оплаты труда, то основные подходы ее уже разработаны, мы систематизировали особенно стимулирующие выплаты. Сегодня у нас уже подготовлен четкий перечень, и мы надеемся, что до конца этого года мы его утвердим. Мы видим определенный перекос в начислении зарплаты, потому что по закону каждая школа устанавливает свою систему труда, и когда у нас будет единая прозрачная система труда с определенными понятными критериями начисления, я уверен, что ситуация будет меняться.
Также напомню, у нас увеличены выплаты учителям года. Завтра мы подводим итоги. Миллион рублей получает победитель конкурса. Выплаты не облагаются налогами, поэтому то предложение, о котором говорили учителя, по-моему, в прошлом году на конкурсе «Учитель года», реализовано. Буквально встречался позавчера с финалистами – глаза горят, молодые ребята, причем преподающие разные предметы, в том числе учителя из новых субъектов Российской Федерации, тоже у нас участвуют в конкурсе. Хочу сказать, что учителя в новых регионах – настоящие герои: несмотря на ту информационную войну, которая идет против них, те угрозы, которые поступают, они со своими школьниками. Уже второй учебный год школы максимально работают в мощном режиме там, где позволяет обстановка, – и низкий им поклон.
— Хватает учителей там?
— Вы знаете, когда я в прошлом году в мае был первый раз в Мелитополе, когда учителя сказали, что выйдет максимум один-два процента учителей, и вышло 30 тысяч учителей в школы. У нас не было необходимости, чтобы учителя приезжали из других регионов. Это очень важно.
— 30 тысяч.
— Да, 30 тысяч учителей.
— Вот почему это не услуга, вот почему это миссия…
— Все учителя прошли повышение квалификации. Мы один центр создали в Ростовской области для учителей Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики. А для учителей Херсонской области и Запорожской области создан такой центр в Крыму. Все школы были обеспечены учебниками. Помните, мы проводили пресс-конференцию, где рассматривали учебники киевского режима, искажающие историю, воспитывающие агрессию, запрещающие русский язык, русскую культуру. Понятно, что просто выполняли указание своих западных кураторов, бездумно причем выполняли, прежде всего, отрывая от русской культуры, российской культуры, которая является частью мировой культуры, ведь немыслима мировая культура без Достоевского, Чайковского, наших композиторов, наших писателей, наших ученых. Фактически такие решения наносят большой ущерб и урон. Сегодня мы эти ошибки исправляем. У нас большой проект уже второй год подряд – «Университетские смены», когда ребята из новых регионов, особенно старшеклассники, приезжают летом, когда кампусы университетов свободны, и заново для себя открывают нашу страну. Я помню такие встречи прошлым летом: когда ребята приезжают, они немножко осторожны, а обратно уезжать не хотят, уже все подружились, уже улыбаются.
— Скажите, удается учебники, оборудование доставлять?
— У нас принята программа в целом интеграции новых регионов в единое образовательное пространство нашей страны. Эта программа рассчитана на пять лет, она предусматривает в том числе развитие инфраструктуры, строительство новых школ, капитальный ремонт. Сейчас идет большая программа совместно с Минпромторгом по обновлению пищеблоков, которые просто были в ужасном состоянии. Понятно, что еще предстоит многое сделать, но есть еще определенные планы, мы вместе с Маратом Шакирзяновичем [Хуснуллиным], с Министерством строительства реализуем эту программу бок о бок, для того чтобы, как в Крыму и в Севастополе, мы обеспечили высокое качество инфраструктуры образования. И все будем для этого делать в дальнейшем.
— На общероссийский уровень поднимемся снова. Бывает, учителя жалуются на излишнюю нагрузку, технологические какие-то моменты, документов много заполнять надо – двойное заполнение, электронный журнал и обычный. В этом направлении какая работа идет?
— Во многом это вопросы прошлого. Был принят закон, регламентирующий количество документов, обязательных к заполнению учителем, – не более пяти документов: это ведение журнала, расписание, учебный план… Причем сегодня, когда утверждены единые федеральные программы – с этого учебного года у нас школы работают по единым программам, – нет необходимости учителю, как было раньше, разрабатывать свою программу: можно взять федеральную и по ней работать. Это тоже облегчает в том числе и подготовку к уроку, и отчетность, дополнительные документы, которые необходимо было готовить учителю. Там, где вопросы еще остаются, нужно обязательно обращаться и в Рособрнадзор, есть телефон горячей линии, и в Министерство, и мы эту ситуацию поправим – она будет решена.
— Сергей Сергеевич, этот год объявлен Президентом Годом педагога и наставника, проходит масса мероприятий. Мне кажется, что «Пеликана» вашего все видели и знают. Много ключевых мероприятий: это Большая учительская неделя, Форум классных руководителей... Я знаю, что сейчас в сентябре – октябре подводятся итоги профессиональных конкурсов. Сейчас сентябрь уже закончился, октябрь… Какие можно результаты предварительные подвести? Что вы понимаете, анализируя объем этих мероприятий?
— У нас действительно много конкурсов: и «Директор года», и «Учитель года». В этом году у нас конкурс «Первый учитель» для учителей начальной школы – впервые мы такой конкурс организовали. Конкурс учителей родных языков – тоже очень важно поддержать коллег, потому что у нас многонациональная страна и мы не отменяем ту или иную культуру, наоборот, гордимся, и в этом наша сила – в единении. Конкурс воспитателей, системы дополнительного образования…
— Фактически охватывает все пласты?
— Да. Мы видим, что, во-первых, это хороший опыт и практика обмена. Мы видим методические наработки, которые потом распространяются в целом на систему. Самое главное, я вижу, что с каждым годом все больше молодых учителей и педагогов участвуют в конкурсах. Они очень сильные, мотивированные, у них много идей, много предложений, они заряжены на работу. На мой взгляд, это самое главное.
— Страна празднует День учителя. Мы можем поздравить учителей, наших зрителей. Уверен, что среди них много людей этой благородной профессии.
— Завтра мы отмечаем День учителя, наш главный профессиональный праздник. Пользуясь случаем, хочу всех учителей, педагогов поздравить, пожелать здоровья, счастья и еще раз сказать, что профессия учителя, профессия педагога – самая главная, самая значимая на земле. От вас, уважаемые коллеги, уважаемые друзья, зависит будущее. Будущее наших детей, будущее нашей страны.
— Спасибо Вам большое. Сергей Сергеевич, вы тоже работали учителем, это и ваш тоже праздник по праву. Поздравляем вас, успехов вам в вашей работе!
— Спасибо.
Роман Плюсов
«Россия 24», 4 октября 2023 года